bool(false)
Сцена-Молот16+

Пермские боги

1 ч. 15 мин.
Антрактов: без антракта

О Спектакле

Золотая маска
Номинант «Драма/Спектакль малой формы»
Золотая маска 2020
Золотая маска
Номинант «Драма/Работа режиссера» Дмитрий Волкострелов
Золотая маска 2020
Золотая маска
Номинант «Драма/Работа художника» Ксения Перетрухина
Золотая маска 2020
Золотая маска
Номинант «Драма/Работа художника по свету» Илья Пашнин
Золотая маска 2020
Режиссер – Дмитрий Волкострелов
Художник – Ксения Перетрухина 
Композитор – Дмитрий Власик 
Художник по свету – Илья Пашнин

Спектакль «Пермские боги» – это эссе о связи искусства, религии и современного человека. В его основе лежит исследование уникального пермского феномена – коллекции деревянной скульптуры XVII–XIX веков. В деревянных фигурах Христа запечатлены портреты современников, крестьян, живших здесь уже триста лет назад. Печальные мужики из окрестных деревень замерли в вечности, подперев щеки руками. Посетители смотрят на них, а они – на посетителей. Что в них от современности, повседневности, что в нас от вечности? 

Круговорот природы, смена времен года, природные и жизненные циклы. Вертикальные смыслы пересекаются с горизонтальными. Актеры интервьюируют своих современников, изучают культурный слой, перекидывают мостик через трехсотлетнюю дистанцию, выявляя связи, сходства и различия нас «тех» и нас «сегодняшних». 

Копродукция Пермского академического Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи.

Спектакль «Пермские боги»:
• стал участником Первого фестиваля театрально-музейных проектов THEATRUM 2019, созданного «Золотой маской» совместно с Институтом театра и Благотворительным фондом Владимира Потанина;
• вошел в лонг-лист премии «Сделано в России – 2019» авторитетного федерального журнала «Сноб»;
• получил 4 номинации Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»–2020: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» (Дмитрий Волкострелов), «Лучшая работа художника» (Ксения Перетрухина) и «Лучшая работа художника по свету» (Илья Пашнин).

СТАТЬИ О СПЕКТАКЛЕ

<a href="http://teatr-teatr.com/media/sobytiya/5-prichin-posmotret-spektakl-permskie-bogi/" >5 причин посмотреть спектакль «Пермские боги»</a>

Отзывы 22

Спектакль-музей, очень интересный эксперимент) Есть, о чём подумать, и это приятно.

Юлия Шучалова, зритель (г. Пермь)

Были на ген прогоне, после финальных аплодисментов, я подумала, что добиралась в театр дольше чем смотрела спектакль, ведь мне показалось, что он длился минут 20, а оказывается он шёл больше часа!!! Почему я не аплодировала стоя? Игра со временем получилась 100% и это просто гениально! Перед спектаклем посмотрела передачу о пермских богах, записи интервью о чем будет постановка и «зашло»! Для меня в первую очередь смысл открылся в 1. Привлечение к истории 2. Вопрос веры 3. Взаимосвязь времён ... И если поразмышлять над этими пунктами, все сходится в точке объединения людей так или иначе. Спасибо! Прийдя в театр, я ему полностью доверяю и открываюсь новому опыту и этот спектакль подарил абсолютно новые эмоции, ощущения, а ещё в историю своего края захотелось глубже вникнуть :)) Спасибо!

Елена Лучникова, зритель (г. Пермь)

Жаль, что на "спектакле" нет пометки, что он для особых людей, которые разбираются и почитают современное искусство. Для простых людей, к сожалению, это слишком сложно. После спектакля чувство, что тебя развели на деньги взамен ничего не дав. Услышать 4 раза фамилию Решетников, отзывы предков о художественной галерее, стихи (из которых четко можно услышать всего лишь пару, т.к. одновременно разные мысли озвучивают три человека) за 600-800 руб., ну это уж слишком. Жаль потраченного времени. Какой-то "развод по-пермски" получился, а не пермские боги. Простите нас, обычных людей, если я кого-нибудь обидела своим комментарием.

Алина Ушакова, зритель (г. Пермь)

Спектакль не впечатлил.
Быт и антураж хорошие. А вот одновременно слушать 3х человек (один читает Стихи, второй отзывы из книги галереи, третий рассказывает интервью людей на тему веры), причем каждый говорит что-то свое - и разобрать всё вместе очень сложно, отсюда смазанное впечатление.
Лично мне Хотелось окунуться в легенды, факты, в саму историю. Если бы разделили и добавили умной начинки, люди уходили бы со спектакля с маленьким багажиком интересных знаний.

Анастасия Столбова, зритель (г. Пермь)

Этот спектакль перевернул мое восприятие театра! Никогда не думала, что на спектакле можно настолько отключиться от реальности и погрузиться в какое то другое измерение...Я вышла на улицу и поняла, что побывала в другом мире

Лилиана Кашаева, зритель (г. Пермь)

Спектакль Пермские Боги меня поразил,я рыдала...правда ,я не могла остановить слезы,у меня ещё не один спектакль не вызывал таких эмоции...
Меня захлестнул такой шквал эмоций,что не передать словами.
Детство.
Бабушка, дедушка которых уже нет(((((

Анастасия Лыкова, зритель (г. Пермь)

Пойду во второй раз. Заинтересована фактом о том, что есть 6 вариаций спектакля.
После первого просмотра я поняла для себя, что к этой работе надо писать строгое предупреждение по типу "Вход запрещён" для лиц, озабоченных ярким сюжетом и динамикой действий. ИМХО, но лучше идти с настроением и способностью помедитировать и отдохнуть от городской будничной суеты. Просто спокойно подышать эти самые 2 часа, забыв о времени, навязчивых мыслях понаблюдать за ритмом действий.

Елизавета Сорокина, зритель (г. Пермь)

Люди, не ходите на этот спектакль если не хотите тронуться рассудком. Вас ждет 2 часа скрипов, свистов, темноты и чтения отзывов о экспозиции "пермские боги" в 3 лица одновременно, разных отзывов одновременно. Для меня сей спектакль явился какафонией звуков и слов натянутой на деревянную скульптуру Иисуса. ИМХО. П.С. Отсылка к богам там действительно есть, ты начинаешь молить всех богов о том чтоб данный спектакль быстрее закончился.

Тихон Сошилов, зритель (г. Пермь)

Сейчас тенденция современного театра такая, что вроде как никто и не обязан что-то показывать (как себе это представляет среднестатистический зритель) и объяснять, задача спектакля только запустить механизмы, поставить вопросы, смыслы же каждый должен искать сам. А подумать в этой постановке есть о чем.. О боге и вере, о нас, о нашем пути, о вечности и быстротечности человеческого бытия.. Признаюсь, мне сложно даются эксперименты в театре, хотя смотрю много и разное, но этот спектакль мне понравился.

Ольга Кусякова, зритель (г. Пермь)

На самом деле, если знать, что действо заявлено как несколько медитативное и не имеет сюжета в привычном понимании, то и не ждешь завязки-кульминации-развязки. Созерцаешь, слушаешь, в паузах наслаждаешься совершенно невероятной для центра города тишиной. Рассматриваешь предметы деревенского быта. Ловишь себя на неожиданных ассоциациях и воспоминаниях из детства.
Словом, идти надо, когда нужна передышка.
P.S. Читают одновременно не только отзывы об экспозиции, но и стихи, и ответы молодежи на вопросы: кто такой Бог? кто такой человек? кто такие пермские боги?
Очень понравилось стихотворение И. Бродского, которым начинается спектакль.

Анастасия Меркушина, зритель (г. Пермь)

Изумительный, тонкий, такой успокаивающий спектакль! Нужно ходить и ходить... успокаиваться и успокаиваться...

Татьяна Глухих, зритель (г. Пермь)

Я бы не назвала это действие спектаклем. интересно по форме, но я заявленного смысла не увидела и не почувствовала. Кроме стихов Бродского, прочитанных, на мой взгляд, не лучшим образом, талантливого в этом действе нет

Екатерина Ивлева, зритель (г. Пермь)

Не могу сказать, что впечатлило сразу. Пока сидела в зале, казалось, что паузы чересчур затянуты, порой, до абсурда. Но потом, уже спустя день, другой, - вспоминаю эти паузы даже с благодарностью.
Главная претензия в том, что тексты были наложены друг на друга так, что нереально было разобрать слова, только сквозь мгновенные редкие паузы... Я понимаю, что это был замысел, причём очень даже правильный замысел! Но, правда, очень хотелось бы в самом деле услышать тексты!! Стихи знакомы, а вот тексты - увы, они остались неуслышанными! А жаль, потому что очень интересно!!
Ещё осадочек остался от постоянного вкрапления про галерею! Вот места про неё можно было как раз и перекрыть, а так... Ну понятно, что реклама, но уж больно хорош и силен сам спектакль, чтобы опускаться до этой мелочности. Не сомневаюсь, что это требование самой галереи, но как-то приличия бы соблюсти...
А в целом, ребята, спасибо за спектакль! Я специально приезжала из Москвы, чтобы посмотреть, и, скажу вам не только, что ни секунды не жалею, что ехала, а ещё и то, что реально круто у вас получилось! очень сильное впечатление, причём долгое, трансформирующееся и что-то трансформирующее внутри меня. Спасибо за вашу работу! (хотя пожелания про тексты и галерею, - всё равно остаются, но... Тут уж дело хозяйское!...) если случится возможность, с удовольствием сходила бы ещё раз! (спустя время...)

Екатерина Смольянинова, зритель (г. Москва)

Спектакль не оставляет равнодушным, эмоции могут быть разные от недоумения до принятия, но не равнодушие, точно. Это повествование о вечном круговороте жизни, о пермских людях, а вовсе не о богах. Слов мало и они не значительны. Они звучат, как монологи, накладываются друг на друга и мешают слышать главного персонажа - тишину. Это тишина вне времён, созданная на сцене наполнена главным смыслом. В финале вдруг видишь в лицах и статичности людей на сцене лица и статичность пермских деревянных богов, что уже много лет живут в Пермской галерее. Очень интересный эксперимент театра, я рада , что появляются именно такие постановки. Неоднозначные, сложные и красивые. Отдельный шквал эмоций по поводу декораций , которые в духе минимализма воспроизводят крестьянский быт. Это здорово. Спасибо.

Ирина Русских, зритель (г. Пермь)

Это чудно!
Нельзя сравнивать несравнимое, но по принципиальным приемам напоминает «Волшебную гору» Богомолова. Но если она раздражающе провокативна, то здесь совершенное медитативное действие. А если представить, что декорации расположены среди деревянной скульптуры в одном из залов Пермской художественной галереи, то погружение станет полным и невероятным. Получила искреннее неподдельное удовольствие.

Светлана Кухтина, зритель (г. Москва)

Сердце сжималось от знакомых с детства деревенских звуков и такой медленной, наполненной смыслом, жизни. Льющаяся в таз вода, звук сита, просеивающего муку, капающая после стирки на деревянных прищепках одежда. Спасибо!

Елена Мироненко, зритель (г. Москва)

Погас свет. На площадке в сумраке люди. Декорации бедного деревенского быта. Перед глазами на дальней стене электронное табло с временем года, восходом и рассветом и неумолимо бегущим временем. Деревянные мостки на полу сцены - пол избы, настил на дворе, или путь, по которому велено ступать теми, кто свыше. Действие спектакля завязано на цикличности природы, времени суток и человеческой жизни.

Ночь. Неторопливо, текуче, передвигаются актеры по проложенным для них мосткам. Садятся на ближайший стул к зрителям и полушепотом, идеально на мой взгляд читают стихи. Известные и неизвестные мне, о природе, о прошедшем лете, перебирая пожелтевшие бумажные листки.

День. Нехитрый крестьянский труд и быт. Кто-то пьёт чай, а кто-то моет в тазу ноги, поливая в замедленном темпе водой из ковша.

Ночь сменяет день и так по кругу.

За время спектакля (чуть больше часа) проходит год. Замыкается природный цикл. Ничто не может изменить этот порядок вещей. Актеры рассуждают будто сами с собой. По задумке режиссера одновременно говорили до трёх человек. Каждого хотелось услышать. Надежда на это была жива, пока я поняла, что не успею переработать одновременно три смысловые линии. Отрывки фраз: война была бессмысленна, ради чего мы воевали, университет???, отзывы учащихся, посетивших пермскую галерею с выставкой древностей - пермских богов. Услышала даты: 1968 и 1969 года.

Все очень печально. Безысходно. История нашей многострадальной страны. Иллюстрации пермских Богов, о которых упоминали артисты, в конце спектакля смотрели на нас со стен, подсвеченные прожекторами. Они смотрели на нас, а мы на них.

Мне было бы интересно твоё мнение, если ты уже был на премьере.

Моё однозначно: какие боги - такая и жизнь. Премьера не порадовала.

Ольга Костарева, зритель (г. Пермь)

«Пермские боги» - спектакль, о котором я никак не могу написать, и вряд ли смогу точно подобрать слова,  но чесслово, вот почти каждый день, хоть прошло уже две недели, мысленно к нему возвращаюсь. И причина – в том необыкновенном ощущении, которое удалось там поймать.

Вспомнила, что сын, будучи в 11-м классе, писал сочинение на тему «Что такое время?» Читать было интересно, учитель литературы (прекрасный словесник, регулярно читаю его тексты в сетях) похвалил его размышления, но в формат трех букв, до боли раздирающих сейчас многих родителей и детей (ЕГЭ, привет всем, кого касается), они никак не вписывались.
Вот и спектакль не вписывается ни в какой формат. Можно сказать много умных слов, пытаясь определить жанр, и они все будут верными. Перформативность, site-specific, вербатим – все это есть.

Но главное – это ощущение вне времени, в которое спектакль тебя погружает. При том, что время в нем присутствует буквально – на заднике сцены двое электронных часов, одни отсчитывают время от начала каждого эпизода (сезона года), а вторые – от начала спектакля. В котором сюжетного действия как такового нет, зима сменяется весною, затем лето и осень, люди занимаются своими повседневными делами сообразно календарю. Делают заготовки, шинкуя капусту и запасая лук в чулках (кто помнит?), стирают и полощут белье, точат косы, лепят пельмени, пьют чай, загорают и плетут венки. На этот ритм жизни накладываются два пласта текстов – интервью с местными жителями о том, кто такие  пермские боги и пермский человек (вот он, вербатим), и отзывы  посетителей музея в разные годы. А когда день сменяется ночью, то внешне все застывает и звучат стихи Пастернака, Бродского, Тарковского.

И ты оказываешься между – между реальным временем и временем как абстракцией,  которая  постоянно вокруг нас, как константой нашего существования. Мы вечно бежим и спешим, у нас  полно обязательств и дедлайнов (особенно в конце учебного года), мы боимся что-то упустить или пропустить, и вдруг спектакль становится необходимым камертоном. Требующий внутренней тишины и включенности.

А еще он дает ощущение  светлости, несмотря на полумрак в течение всего действия. Ты находишься будто между небом и землей, между деревянными мостками (кстати, не новодельными, а собранных из настоящих досок от старых, разрушившихся домов) и чердачными перекрытиями, и смотришь завороженно-отстраненно, будто медитируя. А  с постеров на тебя смотрят пермские боги, и со сцены тоже они, ведь на тех знаменитых деревянных скульптурах изображены лица обычных людей. Мы все в одном ковчеге, как сказала художник Ксения Перетрухина во время обсуждения после спектакля. В галерее есть два видеофрагмента с этого обсуждения, посмотрите, ее слушать очень интересно.

Надеюсь, что спектакль будет выдвинут на «Золотую Маску» и его привезут снова. Не знаю сцену, на которой он идет в Перми, но камерное пространство сцены Маяковки на Сретенке очень ему подходит.

Диляра Ибрагимова, зритель (г. Москва)

Занятный спектакль #пермскиебоги в Сцене Молот. Мало того, что это эстетичная коллаборация с @permartmuseum, так ещё и сценический текст, который заставил думать. Увидела в нем попытку придать смысл бессмысленному, вообще-то.

Ирина, зритель (г Пермь)

Спектакль – объёмная картина, герои – молчаливые фигуры, живущие внутри неё. ​ Приглушенные природные цвета и умеренное освещение дают отдых глазам. Декорации и реквизит имеют такую текстуру, что, сидя в зрительном зале, ты можешь её почувствовать, не дотрагиваясь. Обволакивающее уютом действие своей цикличностью и ритмичностью вводит в состояние медитации.

Режиссёр работает с категорией времени и показывает связь времён. Этот спектакль – попытка увидеть божественное в обыденном. Найти связь пермских людей и пермских богов. Во время просмотра вспоминаешь всё лучшее, что было в жизни: лето в деревне, бабушкин компот, мамины пельмени и папину коробочку из-под кофе с болтами и гайками.

Кристина, зритель (г. Пермь)

Да, мне понравилось! Я была готова, что спектакль - медитативный, все будет медленно, поэтому мне было досадно за несколько ушедших зрителей ("сцена Молот" - настолько камерный зал, что каждое движение чувствуется всеми), при этом было понятно, что им не хватило динамики, поспешили за ней на улицу.

А после спектакля мне не даёт покоя мысль - надо, надо сходить в Галерею, ещё раз посмотреть на наше Пермское богатство - деревянные фигурки, 300 лет назад "резаные" с наших пермских деревенских людей. Вот кто они, наши Пермские боги.

Кстати, я была в Малом зале ТеатрТеатра лет пять назад. Как он преобразился! По стильности, от гардероба до зрительного зала, сцена Молот ТТ посоперничает сейчас с любым московским театром. Прямо очень гордо и радостно за нашу Пермь!

Светлана Домрачева, зритель (г. Пермь)

Ммм, чудо как хорош этот спектакль. Он вот прямо такой, как я представляла. Час медитации, спокойствия, какого-то внутреннего умиротворения. Когда не надо никуда спешить, бежать, хвататься за все дела подряд.
В спектакле показан быт людей в деревне. В те времена, когда ещё верили в бога. А может в богов. Тема русского, славянского быта вообще моя любовь. Очень люблю о нем читать, представляю, как раньше прекрасно было жить (жить вообще всегда прекрасно). И вот в пермских богах я погрузилась в то время. Звуки, тепло, приглушенный свет, размеренные повседневные деревенские дела, которые и есть сама жизнь. В это все вплетены рассуждения о том, что такое бог, боги, люди, пермские люди, пермские боги. Стихи. Отзывы разных лет о выставке пермской деревянной скульптуры. Все это так сплетается в одну теплую светлую картину. И понимаешь, что бог не по углам, бог везде. Бог в тебе и в окружающих. И вера людей в бога безгранична. Она была, есть и будет. Ведь бог это любовь. К миру, к людям, к жизни, к себе.
Мне было так тепло, время замедлялось, когда гас свет и актеры просто постукивали предметами, создавая музыку из простых бытовых действий, я задремывала, но понимала, что так и должно быть. Просто представляла себя ребёнком, который засыпает под эти простые звуки жизни. А потом время ускорялось - включался свет, действия актеров становились активными, я улыбалась, глядя на то, как просты и красивы их движения, как все легко, просто и прекрасно в этой жизни, как она просто и легко течет. И самое вот чудо чудесное - монотонное протяжное пение, которое актеры начинали одновременно, замирая и замедляя время вокруг. Время, которое вроде и текло своим чередом, судя по цифрам, сменяющимся на стене, но по факту оно действительно словно останавливалось.
Не хотелось уходить из зала, как же было хорошо. Театр-Театр - мое место силы. Когда я полностью опустошена, я прихожу в театр и ловлю там столько вдохновения, радости, любви... Все подумываю, что надо туда просочиться на какую-нибудь ставку, чтобы быть там всегда.
Спасибо вам за то какие вы!

Ольга Лоскутова, зритель (г. Пермь)
Скоро на сцене