09 Октября 2019

ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС «POST ФАКТ» ЗАВЕРШИЛСЯ

С 4 по 8 октября в Театре-Театре проходил Первый Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональных театров «POST ФАКТ». В пятидневную программу были включены показы 9 спектаклей из лонг-листа «Золотой маски», работа 7 зрительских лабораторий «POST ЗРИТЕЛЬ», 4 просветительские лекции о современном театре, организованные совместно с проектом «Полная ложа». Фестиваль посетило больше 4200 зрителей.  

зрители в зале_Лилия Бабурина.jpg
Фотограф Лилия Бабурина 

ДВЕРИ ТЕАТРА ОТКРЫТЫ
8 октября – в заключительный день «POST ФАКТ» – двери ТТ были открыты для всех желающих: кураторы лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» презентовали творческие результаты своих мастерских, итоги ежедневной работы со зрителями в течение пяти фестивальных дней.  

На «Сцене-Молот» состоялась читка пьесы Марюса Ивашкявичюса «Ад и мир» (18+), в которой приняли участие обычные зрители и актеры ТТ (Михаил Чуднов, Алексей Каракулов, Илья Линович, Александр Сизиков, Александр Аверин). 

На большой сцене был показан сценический этюд по рассказу Юрия Мамлеева «Пальба» – итог лаборатории «Музыкальная инсталляция» (куратор – Владимир Раннев, композитор, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ»): эксперимент с электронным голосом, текстом и пением. 

Креативная локация появилась в верхнем фойе большой сцены. Там можно было увидеть выставку лучших фотографий, сделанных за пять дней фестиваля командой лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» по направлению «Театральное фото» (куратор – Юлия Трегуб, театральный фотограф), и экспозицию театральных плакатов: больше 10 вариантов афиши к спектаклю «Дон Жуан» театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина создали участники лаборатории «Театральный плакат». 

T1000031.jpg

Олег Трушников, куратор фестивальной лаборатории «Театральный плакат», художник, дизайнер, член Союза дизайнеров России: 
«Я работаю в этом жанре очень давно, но случилось так, что свои секреты мастерства я от всех «скрывал», а тут все, что накопил за 20-30 лет работы, раздал. Мне было очень интересно наблюдать, как складывается плакат у других людей. Наша лаборатория была не столько о самом плакате, сколько о вещах, которые находятся выше. Это законы гармонии и контраста: черное-белое, инь-ян. Законы цвета и формы, структуры и фактуры». 

Много эмоций и мыслей вызвал перформанс «До опыта» от художника-сценографа Василины Харламовой, хореографа и режиссера Натальи Шургановой и ребят из фестивальной лаборатории «Физический театр». 

лаборатория физический театр_Павел Герасимов.JPG
Фотограф Павел Герасимов

Фойе, заполненное бытовыми предметами и фрагментами декораций спектаклей, превратилось в театральную площадку, где танцовщики, используя стаканы с водой и язык собственного тела, создали глубокое художественное высказывание о человеческом развитии и смысле жизни. 

На «Сцене-Молот» появилась инсталляция «На поклон» Василины Харламовой, позволившая каждому гостю фестиваля почувствовать себя актером. Участнику предлагалось выйти на сцену, встать под софит, услышать овации публики и «считать» в этот момент их и свои эмоции. 

Посмотрев все выставки и инсталляции лаборантов, зрители и члены жюри отправились на показ последнего спектакля конкурсной программы фестиваля – «Пьяные» (18+) Пермского академического Театра-Театра. А после, в необычном пространстве декорационного цеха театра, на неформальной вечеринке с участием зрителей и гостей фестиваля прошло подведение итогов и награждение. 

церемония награждения фото Бабурина_Лилия.jpg
Фотограф Лилия Бабурина

Итак, кто победил в «POST ФАКТ»? 
Лучшим из четырех спектаклей малой формы – «Старший сын» новокуйбышевского Театра-студии «Грань», «Пилорама плюс» Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова; «Хроники Макбета. Короли подъезда» театра «18+» из Ростова-на-Дону и «Черный монах» Молодёжного театра-студии «Доминанта» из Губахи – стал моноспектакль «Пилорама плюс», режиссер Елизавета Бондарь. 

Пилорама плюс_Владимир Кирьянов.jpg
Фотограф Владимир Кирьянов

Лучшим спектаклем большой формы из пяти участников – это «Дон Жуан» театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина; «Зимняя сказка» Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А.А. Брянцева; «Вишневый сад» Новокузнецкого драматического театра; «Чичиков балаганъ» Глазовского театра «Парафраз» и «Пьяные» Пермского академического Театра-Театра – был назван спектакль «Пьяные», режиссер Марат Гацалов. 

Пьяные фото Юлии Трегуб (1).jpg
Фотограф Юлия Трегуб

Марюс Ивашкявичюс, литовский драматург, прозаик, режиссер театра и кино, председатель жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Драматургия в театре» прокомментировал решение жюри: 

«Выбрать победителя в категории «большая форма» было непросто. Борьба шла до последнего. В финале сражались Пермь и Москва, Мольер и Вырыпаев. Но все-таки с небольшим отрывом победил спектакль «Пьяные». Судейство всегда субъективно. Это восприятие конкретных людей, которые входят в состав жюри. Когда два спектакля хороши одинаково, конечно, подключается, анализ, критерии, математика, но вообще ты всегда берешь целое – и оно либо попало в твой вкус, понимание театра, затронуло твои эмоции, либо нет». 

T1000019.jpg

Владимир Раннев, композитор, музыковед, преподаватель, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Музыкальная инсталляция» объяснил, почему так непросто было выбирать лидеров:

«На фестивале была представлена очень пестрая по жанрам, по авторским взглядам программа. В этом и была сложность: кроме «разности» в сути, еще и «разность» в «красках». Спектакли было трудно сравнивать, трудно выбирать лучший. На «Золотой маске» можно в одном понравившемся спектакле отметить режиссера, в другом – сценографию. Здесь же нам было очень тяжело выбирать, потому что победитель, как говорится, получал все». 

лекторий Раннева Арсений Плешаков.jpg
Фотограф Арсений Плешаков

Все члены жюри отметили высокий уровень организации фестиваля и особую ценность программы, организованной для зрителей. 

Наталья Шурганова, хореограф, балетмейстер, режиссер, актриса, преподаватель ГИТИС, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Физический театр»:

«Сейчас театр мне больше интересен не как способ высказывания, а как способ исследования, потому что это уникальный процесс, когда ты понимаешь, из каких винтиков, шурупчиков и т.д. он сложен. В своей лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» мне важное было поделиться с ребятами какими-то практическими вещами, которые потом им пригодятся в жизни. А еще фестивали, мастер-классы, лаборатории – это всегда свежий воздух, поток информации, который забурлит и начнет работать. Это всегда маленькое открытие либо про себя, либо про театр, это опыт, с которым можно расти дальше. 

T1000186.jpg

Я очень рада, что благодаря «POST ФАКТ» я посмотрела много спектаклей, потому что в Москве мне физически некогда это делать. Классно, что можно говорить, слушать других, спорить, оставаться при своем мнении или не оставаться. Классно, что в споре рождается истина. Спасибо большущее фестивалю, за то, что я выпала из своей привычной жизни и впала на пять дней в какую-то другую, очень веселую и продуктивную». 

T1000076.jpg

Василина Харламова, художник, сценограф, художник по костюмам, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Визуальное искусство»: 

«Большое спасибо за фестиваль организаторам и, конечно же, зрителям, потому что все, что происходило, особенно на лабораториях, было сделано для них. В работе на лаборатории мне был интересен фидбэк от человека, с которым я взаимодействую. Я провоцировала участников на то, чтобы они делились своими знаниями и рефлексировали на тему, мной предложенную. Так гораздо ценнее, ведь они открывались, лучше узнавали сами себя. Что касается судейства, то можно сколько угодно выдумывать критерии – главный фактор это «нравится – не нравится». И это гораздо интереснее прописанных систем оценивания». 

Алексей Киселев, театральный критик, лектор, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной «Лаборатория театральной критики»: 
«Ни для кого не секрет, что театральная публика в Перми одна из лучших в стране, и то что зрители стали частью фестивального процесса – это не случайно и здорово. Спасибо!» 

T1000134.jpg

Вручая приз актерам ТТ, Борис Мильграм, художественный руководитель Театра-Театра, арт-директор фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», отметил: 

«Я испытываю большую радость и одновременно неудобство. Хозяева, которые выигрывают – в этом есть как будто бы что-то неправильное. Я поздравляю Пермь и Ярославль, всех участников и всех зрителей фестиваля. Мы договорились с Олегом Семеновичем Лоевским, что, заканчивая этот «POST ФАКТ», мы сразу начинаем подготовку к следующему. Ждем, когда «Золотая маска» подведет итоги, и запускаем Второй Всероссийский фестиваль-конкурс «POST ФАКТ».  

Бабурина_Лилия (3).jpg
Фотограф Лилия Бабурина 

Олег Семенович Лоевский, деятель искусства, театральный критик, арт-директор фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», не раз подчеркивал, что важность фестиваля в том, что, во-первых, он объединил на одной сцене совершенно разные спектакли из лонг-листа «Золотой маски» и дал им новый шанс, «прозвучав» для зрителей снова, получить какую-то маленькую победу в другом формате. Во-вторых, фестиваль стал масштабной коммуникативной площадкой, в центре которой оказался зритель. 
«Для нас фестиваль стал также поводом собрать интересное жюри, которое работало со зрителями на авторских лабораториях, сыграв роль главных проводников между публикой и профессиональным сообществом. Поэтому все члены жюри будут проводить мастер-классы. Зрители получили возможность изучить театральный мир изнутри, поработать с профессионалами, получить уникальный опыт, расширяющий знания о театре. Все мы художники, и каждый может в какой-то момент поменять свою участь и что-то открыть в себе».  

Идея создателей Первого Всероссийского фестиваля-конкурса профессиональных театров «POST ФАКТ» сделать зрителя центром всего фестивального процесса и вовлечь его в процесс создания произведения театрального искусства, реализовалась на 100 процентов. Фестиваль вообще стал во многом экспериментальной (3 лекции и один спектакль прошли в декорационном цехе!) и коллаборационной площадкой: в жюри вместе работали драматург, критик, композитор, художник и хореограф; лекторий ТТ организовал и провел совместно с просветительским проектом «Полная ложа»; в читке пьесы «Ад и мир» вместе с актеры участвовали самые обычные люди; на вечеринке по случаю закрытия фестиваля выступили молодые, неординарные музыканты группы OLIGARKH из Санкт-Петербурга, а угощения и напитки готовил выездной бар от «РомаНальёт». 

ЗРИТЕЛИ О «POST ФАКТ»

Лариса: «Фестиваль #postфакт познакомил нас с очень разными и интересными спектаклями, номинантами «Золотой Маски». Три из них мне удалось посмотреть – «Пилорама плюс», «Хроники Макбета» и «Черный монах». Каждый из них произвёл впечатление по-разному. Мне и взгрустнулось, и где-то я повеселилась, а где-то испытала настоящий шок. В любом случае, такие спектакли посещать стоит. Спасибо ТТ и всем причастным!».

Виталий: «Я рад, что в Перми проходит такой замечательный фестиваль-конкурс, и здорово, что зритель является неотъемлемой его частью и может увидеть, как происходит все изнутри».  

Анастасия, участница «Лаборатории театральной критики»: «Я получила сегодня сертификат как ученик «Лаборатории театральной критики». Мне очень понравилось! Наш куратор – Алексей Киселев – молодой современный критик, которого очень интересно слушать. Мы изучили все интернет-ресурсы, где развита театральная жизнь. Узнали, как писать отзывы и рецензии на увиденные спектакли, научились быть немного критиками, чтобы разговаривать о театре не только с друзьями, но и с теми, кто разбирается в этом искусстве. Огромное спасибо всем организаторам фестиваля «POST ФАКТ». Это был прекрасный праздник, буря эмоций захлестнувшая меня на пять дней и до сих пор не отпустившая. Я в восторге, познакомилась с очень интересными людьми, прослушала несколько лекций, поработала куратором, посмотрела, правда не все, но лучше спектакли программы. Здорово побывать в гуще событий фестиваля!!! Благодарю Пермский академический Театр-Театр».

гости фестиваля_Лилия Бабурина.jpg
Фотограф Лилия Бабурина

Вера, участница лаборатории «Драматургия»: «На занятиях мы много общались, обсуждали, смеялись. Я бы сказала, что это было больше, чем читка. Получилась коллаборация разных взглядов! В группе были и взрослые, и студенты, и молодежь, и люди среднего возраста. Было интересно слушать каждого». 

Анна, участница лаборатории «Драматургия»: «В читке пьесы «Ад и мир» у меня была роль ведьмы из свиты демона войны. Для меня это был первый опыт актерской работы, исключая чтение пьес по ролям в школе. Опыт очень волнительный, особенно на сцене, потому что то, что мы делали до этого нашим узким кругом воспринималось больше как фан, хотя содержание пьесы очень глубокое, серьезное, болезненное в каких-то моментах, и есть нецензурная лексика, что тоже немного выбивает из колеи. Но то, что сейчас было на сцене, было совсем другого плана, потому что, во-первых, подключились эмоции, которых не было на репетиции; во-вторых, мы прочитали пьесу целиком. До этого материал звучал фрагментами, и мне было не всегда понятно, что к чему. Только сейчас пазл сложился. Можно еще много о чем думать, в пьесе много всего, и зла, и добра... Я побывала на театральной кухне, и это конечно привнесет в мой зрительский опыт какие-то новые нотки, потому что сидя в зале я сейчас буду примерно понимать, каково приходится актерам в процессе работы».

Екатерина, участница лаборатории «Физический театр»: «На лаборатории можно было и насладиться творческим процессом, и взять для себя что-то новое. Я погрузилась в свое тело, потанцевала от души и оказалась в замечательной творческой среде. Мы как одна команда, и это наполняет. Спасибо Наталье Шургановой за такие интересные, новые и казалось бы простые элементы, делая которые, ты начинаешь многое переосмысливать». 

Ребята из лаборатории «Физический театр»: «Все очень безумно понравилось! Преподаватель! Новые эмоции, новый опыт. Все было замечательно! Спасибо Театру-Театру за потрясающую возможность!»

Маргарита, участница лаборатории «Музыкальная инсталляция»: «Я студентка высшей школы экономики, курс «Государственное муниципальное управление». Я музыкальный человек, пишу песни, стихи, закончила музыкальную школу по классу академического вокала. У меня есть песни, которые я хочу в скором времени записать. Попала на фестивальную лабораторию совершенно случайно. Записалась к композитору Владимиру Ранневу, думала, что он научит нас сочинять музыку, а он стал рассказывать про «Пальбу» Мамлеева... Я сначала не поняла, зачем это все, но буквально за 4 дня мы подготовили сценический этюд по этому рассказу и презентовали его на большой сцене. Я никак этого не ожидала! Владимир очень чуткий, понимающий человек, мне симпатизируют такие творческие люди. Он все понятно объяснял, и даже мне, человеку, не знакомому с театром, было легко войти в русло. Никакого волнения во время выступления не было. Я первый раз в жизни оказалась в театре и сразу на сцене! Благодаря лаборатории я поняла, что моя душа все-таки принадлежит сцене, что я не госслужащий. Этот жизненный опыт помог мне понять, что для меня ближе. Мне ближе свет софитов».

Иван, участник лаборатории «Театральный плакат»: «Давно хотелось прикоснуться к искусству плаката, но подходящей возможности не представлялось. Было интересно узнать (хоть и кратко) историю театрального плаката, а ещё интересней попробовать что-то сделать своими руками. Лаборатория длилась несколько дней. За это время с преподавателем – Олегом Трушниковым – мы попробовали разные методы. Например, делали плакаты, исходя из случайно нарисованной композиции простых геометрических форм. Или построением коллажа из страниц модных журналов. Пробовали разные материалы, экспериментировали, обсуждали разные идеи и сам спектакль. Результатом довольны. Хотя, конечно, хотелось бы больше времени».

Александра,
зрительница: «Замечательный фестиваль, великолепные лаборатории! Спасибо огромное!».

DSCF0144_Павел Герасимов.JPG
Фотограф Павел Герасимов

Первый Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональных театров «POST ФАКТ» состоялся. В истории проекта появилась первая яркая страница. Подведенные итоги, эмоции театров-участников, мнение жюри и экспертов, отзывы зрителей вдохновляют продолжать. До встречи в следующем году!
Скоро на сцене
17, 17 ноября, 6 декабря, 4, 4 января, Большая сцена
Карлик Нос
20 ноября, Большая сцена
Веселые похороны