09 Октября 2019

ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС «POST ФАКТ» ЗАВЕРШИЛСЯ

С 4 по 8 октября в Театре-Театре проходил Первый Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональных театров «POST ФАКТ». В пятидневную программу были включены показы 9 спектаклей из лонг-листа «Золотой маски», работа 7 зрительских лабораторий «POST ЗРИТЕЛЬ», 4 просветительские лекции о современном театре, организованные совместно с проектом «Полная ложа». Фестиваль посетило больше 4200 зрителей.  

зрители в зале_Лилия Бабурина.jpg
Фотограф Лилия Бабурина 

ДВЕРИ ТЕАТРА ОТКРЫТЫ
8 октября – в заключительный день «POST ФАКТ» – двери ТТ были открыты для всех желающих: кураторы лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» презентовали творческие результаты своих мастерских, итоги ежедневной работы со зрителями в течение пяти фестивальных дней.  

На «Сцене-Молот» состоялась читка пьесы Марюса Ивашкявичюса «Ад и мир» (18+), в которой приняли участие обычные зрители и актеры ТТ (Михаил Чуднов, Алексей Каракулов, Илья Линович, Александр Сизиков, Александр Аверин). 

На большой сцене был показан сценический этюд по рассказу Юрия Мамлеева «Пальба» – итог лаборатории «Музыкальная инсталляция» (куратор – Владимир Раннев, композитор, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ»): эксперимент с электронным голосом, текстом и пением. 

Креативная локация появилась в верхнем фойе большой сцены. Там можно было увидеть выставку лучших фотографий, сделанных за пять дней фестиваля командой лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» по направлению «Театральное фото» (куратор – Юлия Трегуб, театральный фотограф), и экспозицию театральных плакатов: больше 10 вариантов афиши к спектаклю «Дон Жуан» театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина создали участники лаборатории «Театральный плакат». 

T1000031.jpg

Олег Трушников, куратор фестивальной лаборатории «Театральный плакат», художник, дизайнер, член Союза дизайнеров России: 
«Я работаю в этом жанре очень давно, но случилось так, что свои секреты мастерства я от всех «скрывал», а тут все, что накопил за 20-30 лет работы, раздал. Мне было очень интересно наблюдать, как складывается плакат у других людей. Наша лаборатория была не столько о самом плакате, сколько о вещах, которые находятся выше. Это законы гармонии и контраста: черное-белое, инь-ян. Законы цвета и формы, структуры и фактуры». 

Много эмоций и мыслей вызвал перформанс «До опыта» от художника-сценографа Василины Харламовой, хореографа и режиссера Натальи Шургановой и ребят из фестивальной лаборатории «Физический театр». 

лаборатория физический театр_Павел Герасимов.JPG
Фотограф Павел Герасимов

Фойе, заполненное бытовыми предметами и фрагментами декораций спектаклей, превратилось в театральную площадку, где танцовщики, используя стаканы с водой и язык собственного тела, создали глубокое художественное высказывание о человеческом развитии и смысле жизни. 

На «Сцене-Молот» появилась инсталляция «На поклон» Василины Харламовой, позволившая каждому гостю фестиваля почувствовать себя актером. Участнику предлагалось выйти на сцену, встать под софит, услышать овации публики и «считать» в этот момент их и свои эмоции. 

Посмотрев все выставки и инсталляции лаборантов, зрители и члены жюри отправились на показ последнего спектакля конкурсной программы фестиваля – «Пьяные» (18+) Пермского академического Театра-Театра. А после, в необычном пространстве декорационного цеха театра, на неформальной вечеринке с участием зрителей и гостей фестиваля прошло подведение итогов и награждение. 

церемония награждения фото Бабурина_Лилия.jpg
Фотограф Лилия Бабурина

Итак, кто победил в «POST ФАКТ»? 
Лучшим из четырех спектаклей малой формы – «Старший сын» новокуйбышевского Театра-студии «Грань», «Пилорама плюс» Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова; «Хроники Макбета. Короли подъезда» театра «18+» из Ростова-на-Дону и «Черный монах» Молодёжного театра-студии «Доминанта» из Губахи – стал моноспектакль «Пилорама плюс», режиссер Елизавета Бондарь. 

Пилорама плюс_Владимир Кирьянов.jpg
Фотограф Владимир Кирьянов

Лучшим спектаклем большой формы из пяти участников – это «Дон Жуан» театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина; «Зимняя сказка» Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А.А. Брянцева; «Вишневый сад» Новокузнецкого драматического театра; «Чичиков балаганъ» Глазовского театра «Парафраз» и «Пьяные» Пермского академического Театра-Театра – был назван спектакль «Пьяные», режиссер Марат Гацалов. 

Пьяные фото Юлии Трегуб (1).jpg
Фотограф Юлия Трегуб

Марюс Ивашкявичюс, литовский драматург, прозаик, режиссер театра и кино, председатель жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Драматургия в театре» прокомментировал решение жюри: 

«Выбрать победителя в категории «большая форма» было непросто. Борьба шла до последнего. В финале сражались Пермь и Москва, Мольер и Вырыпаев. Но все-таки с небольшим отрывом победил спектакль «Пьяные». Судейство всегда субъективно. Это восприятие конкретных людей, которые входят в состав жюри. Когда два спектакля хороши одинаково, конечно, подключается, анализ, критерии, математика, но вообще ты всегда берешь целое – и оно либо попало в твой вкус, понимание театра, затронуло твои эмоции, либо нет». 

T1000019.jpg

Владимир Раннев, композитор, музыковед, преподаватель, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Музыкальная инсталляция» объяснил, почему так непросто было выбирать лидеров:

«На фестивале была представлена очень пестрая по жанрам, по авторским взглядам программа. В этом и была сложность: кроме «разности» в сути, еще и «разность» в «красках». Спектакли было трудно сравнивать, трудно выбирать лучший. На «Золотой маске» можно в одном понравившемся спектакле отметить режиссера, в другом – сценографию. Здесь же нам было очень тяжело выбирать, потому что победитель, как говорится, получал все». 

лекторий Раннева Арсений Плешаков.jpg
Фотограф Арсений Плешаков

Все члены жюри отметили высокий уровень организации фестиваля и особую ценность программы, организованной для зрителей. 

Наталья Шурганова, хореограф, балетмейстер, режиссер, актриса, преподаватель ГИТИС, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Физический театр»:

«Сейчас театр мне больше интересен не как способ высказывания, а как способ исследования, потому что это уникальный процесс, когда ты понимаешь, из каких винтиков, шурупчиков и т.д. он сложен. В своей лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» мне важное было поделиться с ребятами какими-то практическими вещами, которые потом им пригодятся в жизни. А еще фестивали, мастер-классы, лаборатории – это всегда свежий воздух, поток информации, который забурлит и начнет работать. Это всегда маленькое открытие либо про себя, либо про театр, это опыт, с которым можно расти дальше. 

T1000186.jpg

Я очень рада, что благодаря «POST ФАКТ» я посмотрела много спектаклей, потому что в Москве мне физически некогда это делать. Классно, что можно говорить, слушать других, спорить, оставаться при своем мнении или не оставаться. Классно, что в споре рождается истина. Спасибо большущее фестивалю, за то, что я выпала из своей привычной жизни и впала на пять дней в какую-то другую, очень веселую и продуктивную». 

T1000076.jpg

Василина Харламова, художник, сценограф, художник по костюмам, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной лаборатории «Визуальное искусство»: 

«Большое спасибо за фестиваль организаторам и, конечно же, зрителям, потому что все, что происходило, особенно на лабораториях, было сделано для них. В работе на лаборатории мне был интересен фидбэк от человека, с которым я взаимодействую. Я провоцировала участников на то, чтобы они делились своими знаниями и рефлексировали на тему, мной предложенную. Так гораздо ценнее, ведь они открывались, лучше узнавали сами себя. Что касается судейства, то можно сколько угодно выдумывать критерии – главный фактор это «нравится – не нравится». И это гораздо интереснее прописанных систем оценивания». 

Алексей Киселев, театральный критик, лектор, член жюри фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», куратор фестивальной «Лаборатория театральной критики»: 
«Ни для кого не секрет, что театральная публика в Перми одна из лучших в стране, и то что зрители стали частью фестивального процесса – это не случайно и здорово. Спасибо!» 

T1000134.jpg

Вручая приз актерам ТТ, Борис Мильграм, художественный руководитель Театра-Театра, арт-директор фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», отметил: 

«Я испытываю большую радость и одновременно неудобство. Хозяева, которые выигрывают – в этом есть как будто бы что-то неправильное. Я поздравляю Пермь и Ярославль, всех участников и всех зрителей фестиваля. Мы договорились с Олегом Семеновичем Лоевским, что, заканчивая этот «POST ФАКТ», мы сразу начинаем подготовку к следующему. Ждем, когда «Золотая маска» подведет итоги, и запускаем Второй Всероссийский фестиваль-конкурс «POST ФАКТ».  

Бабурина_Лилия (3).jpg
Фотограф Лилия Бабурина 

Олег Семенович Лоевский, деятель искусства, театральный критик, арт-директор фестиваля-конкурса «POST ФАКТ», не раз подчеркивал, что важность фестиваля в том, что, во-первых, он объединил на одной сцене совершенно разные спектакли из лонг-листа «Золотой маски» и дал им новый шанс, «прозвучав» для зрителей снова, получить какую-то маленькую победу в другом формате. Во-вторых, фестиваль стал масштабной коммуникативной площадкой, в центре которой оказался зритель. 
«Для нас фестиваль стал также поводом собрать интересное жюри, которое работало со зрителями на авторских лабораториях, сыграв роль главных проводников между публикой и профессиональным сообществом. Поэтому все члены жюри будут проводить мастер-классы. Зрители получили возможность изучить театральный мир изнутри, поработать с профессионалами, получить уникальный опыт, расширяющий знания о театре. Все мы художники, и каждый может в какой-то момент поменять свою участь и что-то открыть в себе».  

Идея создателей Первого Всероссийского фестиваля-конкурса профессиональных театров «POST ФАКТ» сделать зрителя центром всего фестивального процесса и вовлечь его в процесс создания произведения театрального искусства, реализовалась на 100 процентов. Фестиваль вообще стал во многом экспериментальной (3 лекции и один спектакль прошли в декорационном цехе!) и коллаборационной площадкой: в жюри вместе работали драматург, критик, композитор, художник и хореограф; лекторий ТТ организовал и провел совместно с просветительским проектом «Полная ложа»; в читке пьесы «Ад и мир» вместе с актеры участвовали самые обычные люди; на вечеринке по случаю закрытия фестиваля выступили молодые, неординарные музыканты группы OLIGARKH из Санкт-Петербурга, а угощения и напитки готовил выездной бар от «РомаНальёт». 

ЗРИТЕЛИ О «POST ФАКТ»

Лариса: «Фестиваль #postфакт познакомил нас с очень разными и интересными спектаклями, номинантами «Золотой Маски». Три из них мне удалось посмотреть – «Пилорама плюс», «Хроники Макбета» и «Черный монах». Каждый из них произвёл впечатление по-разному. Мне и взгрустнулось, и где-то я повеселилась, а где-то испытала настоящий шок. В любом случае, такие спектакли посещать стоит. Спасибо ТТ и всем причастным!».

Виталий: «Я рад, что в Перми проходит такой замечательный фестиваль-конкурс, и здорово, что зритель является неотъемлемой его частью и может увидеть, как происходит все изнутри».  

Анастасия, участница «Лаборатории театральной критики»: «Я получила сегодня сертификат как ученик «Лаборатории театральной критики». Мне очень понравилось! Наш куратор – Алексей Киселев – молодой современный критик, которого очень интересно слушать. Мы изучили все интернет-ресурсы, где развита театральная жизнь. Узнали, как писать отзывы и рецензии на увиденные спектакли, научились быть немного критиками, чтобы разговаривать о театре не только с друзьями, но и с теми, кто разбирается в этом искусстве. Огромное спасибо всем организаторам фестиваля «POST ФАКТ». Это был прекрасный праздник, буря эмоций захлестнувшая меня на пять дней и до сих пор не отпустившая. Я в восторге, познакомилась с очень интересными людьми, прослушала несколько лекций, поработала куратором, посмотрела, правда не все, но лучше спектакли программы. Здорово побывать в гуще событий фестиваля!!! Благодарю Пермский академический Театр-Театр».

гости фестиваля_Лилия Бабурина.jpg
Фотограф Лилия Бабурина

Вера, участница лаборатории «Драматургия»: «На занятиях мы много общались, обсуждали, смеялись. Я бы сказала, что это было больше, чем читка. Получилась коллаборация разных взглядов! В группе были и взрослые, и студенты, и молодежь, и люди среднего возраста. Было интересно слушать каждого». 

Анна, участница лаборатории «Драматургия»: «В читке пьесы «Ад и мир» у меня была роль ведьмы из свиты демона войны. Для меня это был первый опыт актерской работы, исключая чтение пьес по ролям в школе. Опыт очень волнительный, особенно на сцене, потому что то, что мы делали до этого нашим узким кругом воспринималось больше как фан, хотя содержание пьесы очень глубокое, серьезное, болезненное в каких-то моментах, и есть нецензурная лексика, что тоже немного выбивает из колеи. Но то, что сейчас было на сцене, было совсем другого плана, потому что, во-первых, подключились эмоции, которых не было на репетиции; во-вторых, мы прочитали пьесу целиком. До этого материал звучал фрагментами, и мне было не всегда понятно, что к чему. Только сейчас пазл сложился. Можно еще много о чем думать, в пьесе много всего, и зла, и добра... Я побывала на театральной кухне, и это конечно привнесет в мой зрительский опыт какие-то новые нотки, потому что сидя в зале я сейчас буду примерно понимать, каково приходится актерам в процессе работы».

Екатерина, участница лаборатории «Физический театр»: «На лаборатории можно было и насладиться творческим процессом, и взять для себя что-то новое. Я погрузилась в свое тело, потанцевала от души и оказалась в замечательной творческой среде. Мы как одна команда, и это наполняет. Спасибо Наталье Шургановой за такие интересные, новые и казалось бы простые элементы, делая которые, ты начинаешь многое переосмысливать». 

Ребята из лаборатории «Физический театр»: «Все очень безумно понравилось! Преподаватель! Новые эмоции, новый опыт. Все было замечательно! Спасибо Театру-Театру за потрясающую возможность!»

Маргарита, участница лаборатории «Музыкальная инсталляция»: «Я студентка высшей школы экономики, курс «Государственное муниципальное управление». Я музыкальный человек, пишу песни, стихи, закончила музыкальную школу по классу академического вокала. У меня есть песни, которые я хочу в скором времени записать. Попала на фестивальную лабораторию совершенно случайно. Записалась к композитору Владимиру Ранневу, думала, что он научит нас сочинять музыку, а он стал рассказывать про «Пальбу» Мамлеева... Я сначала не поняла, зачем это все, но буквально за 4 дня мы подготовили сценический этюд по этому рассказу и презентовали его на большой сцене. Я никак этого не ожидала! Владимир очень чуткий, понимающий человек, мне симпатизируют такие творческие люди. Он все понятно объяснял, и даже мне, человеку, не знакомому с театром, было легко войти в русло. Никакого волнения во время выступления не было. Я первый раз в жизни оказалась в театре и сразу на сцене! Благодаря лаборатории я поняла, что моя душа все-таки принадлежит сцене, что я не госслужащий. Этот жизненный опыт помог мне понять, что для меня ближе. Мне ближе свет софитов».

Иван, участник лаборатории «Театральный плакат»: «Давно хотелось прикоснуться к искусству плаката, но подходящей возможности не представлялось. Было интересно узнать (хоть и кратко) историю театрального плаката, а ещё интересней попробовать что-то сделать своими руками. Лаборатория длилась несколько дней. За это время с преподавателем – Олегом Трушниковым – мы попробовали разные методы. Например, делали плакаты, исходя из случайно нарисованной композиции простых геометрических форм. Или построением коллажа из страниц модных журналов. Пробовали разные материалы, экспериментировали, обсуждали разные идеи и сам спектакль. Результатом довольны. Хотя, конечно, хотелось бы больше времени».

Александра,
зрительница: «Замечательный фестиваль, великолепные лаборатории! Спасибо огромное!».

DSCF0144_Павел Герасимов.JPG
Фотограф Павел Герасимов

Первый Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональных театров «POST ФАКТ» состоялся. В истории проекта появилась первая яркая страница. Подведенные итоги, эмоции театров-участников, мнение жюри и экспертов, отзывы зрителей вдохновляют продолжать. До встречи в следующем году!
Скоро на сцене
22 февраля, 13 марта, Большая сцена
На всякого мудреца довольно простоты
Золотая маска
28 февраля, 24 марта, Большая сцена
Калигула
29, 29 февраля, 25, 26 марта, Большая сцена
Карлик Нос
Золотая маска